Понятие целевого управления

Каждая организация фиксирует свое состояние в будущем в виде долгосрочных и краткосрочных целей, которые служат исходной точкой планирования. Разделение целей на долго­срочные и краткосрочные имеет принципиальное значение. Краткосрочные цели более конкретны и определяются долго­срочными целями. Процесс управления организацией по целям или, как принято говорить, целевое управление осуществляется в несколько этапов.

I. Разработка долгосрочных целей фирмы

(стратегическое пла­нирование). В основе разработки долгосрочных целей лежит планирование. Это прежде всего разработка обоснованных планов для представления их совету директоров, а также высшему руководителю. Требуется немало усилий от руководителей организаций по выработке реальных и обоснованных це­лей. В условиях постоянно меняющейся внешней среды это нелегко.

Перспективное планирование — крайне важный этап ус­пешной работы фирмы в первую очередь потому, что оно осуществляется в условиях недостаточной информации. Именно поэтому большое значение приобретает мнение совета дирек­торов, профессионалов высшего звена управления. Для опреде­ления долгосрочных целей необходимы знание ситуаций и мнение компетентных людей относительно этих ситуаций. Именно на этом этапе необходимо развернутое совещание по проблемам долгосрочного планирования, на котором должна быть выработана стратегия фирмы по всем ее направлениям. Практика показывает, что стратегия фирмы не вырабатывается в один день, руководство решает эти проблемы поэтапно.

Желательно проводить разработку долгосрочных целей сни­зу вверх. Алгоритм может быть следующим:

1. подробное обсуждение руководством фирмы стратегиче­ских планов фирмы с управляющими подразделениями;

2. рассмотрение всех замечаний и предложений;

3. использование их для дополнения и расширения перво­начальных планов.

Опыт ряда компаний показывает, что данный подход к раз­работке стратегических планов является более разумным и по­зволяет усовершенствовать перечень целей, стоящих перед ка­ждым подразделением.

II. Оценка действующей организационной структуры управле­ния.Разработать организационную структуру управления, со­ставить положение о подразделениях и расписать их функции — не такая уж сложная задала. Сложно ответить на следующие вопросы:

· Правильно ли распределены функциональные обязанно­сти? Насколько хорошо их выполняют сотрудники?

· Соответствует ли организационная структура требовани­ям окружающей среды? Если нет, то как наиболее быстро и с минимальными затратами провести ее реорганизацию?

· Привлекает ли управляющий высшего звена к разработке целей своих подчиненных или он делает это единолично? Другими словами, насколько хорошо налажены двусторонние связи в данной структуре управления?

Следует помнить, что любая организация не будет работать эффективно, если в ней нет четкого распределения обязанно­стей и персональной ответственности.

III. Разработка целей структурных подразделений.

От пра­вильности этих целей зависит успех выполнения всего долгосрочного плана фирмы. Осуществление этих целей ориентировано скорее на развитие, чём на достижение результатов. Сущность выполнения данного этапа заключается в том, что цели должны быть сформулированы на каждом уровне управления, прежде всего по горизонтали. Исходя из того, что все реальные организации многоцелевые, на данном этапе на каждом уровне управления должны быть сформулированы все цели выбранной стратегии. С другой стороны, должны быть выбраны главные цели, под которые и предстоит проектировать организацию.

Перейти на страницу: 1 2