Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржья среди выпускников девятых и одиннадцатых классов

Юношей желающих заняться коммерцией почти в пять раз больше, чем девушек. Популярность колледжей несколько выше у юношей, чем у девушек, у девушек же более популярны училища.

Планы девятиклассников напрямую связаны с тем, остаются ли они в школе или покидают ее. Собираются продолжить школьное образование 73,7% девятиклассников, более половины из них желают иметь высшее образование, каждый третий одним из трех вариантов своего ближайшего будущего указывает на училище или колледж.

Уйти из школы планируют 26,3% девятиклассников, 12,6% из них собирается в училище, одна треть - в колледж, на высшее образование ориентированны 65%. Каждый пятый учащийся 9 класса независимо от того, уйдет он из школы или нет, «пока не знает», что предпримет после окончания школы.

Противоположностью образовательной ориентации выпускников является ориентация на практическую деятельность: занятие коммерцией или поиск работы в других сферах народного хозяйства. Надо отметить, что не только по данным мониторинга, но и других исследований социологов, отчетливо прослеживается тенденция к снижению желающих трудоустроиться после окончания школы. Так, если в 1985 г. по России среди юношей почти 15% планировали продавать свой труд после школы, то доля юношей-выпускников 99г. в Восточном Оренбуржье, планирующих работать несколько ниже и составляет 11,2%.

По мнению автора дипломной работы, это объясняется тем, что с учетом особенностей состояния экономики России происходят крупные изменения в сфере занятости всего населения. Положение молодых на рынке труда, равно как и других групп, определяется спросом на труд данной социально-демографической группы, ее конкурентоспособностью, уровнем квалификации и т.д. По этим показателям выпускники школ значительно проигрывают людям среднего и старшего возраста.

В ситуации роста безработицы, которая демонстрируется примерами собственных родителей, выпускники достаточно реалистично оценивают скорее не свои собственные способности, а свои шансы. И исходя из конкретных обстоятельств строят (а каждый четвертый опрошенный и этого не делает) свои планы на будущее.

Сравнительный анализ данных мониторинга позволяет сделать вывод, что образовательные намерения выпускников связаны, прежде всего, с местом их проживания. Ориентации выпускников напрямую связаны с наличием или отсутствием возможности делать свой выбор: продолжить ли свое образование или идти работать. Именно эта возможность корректирует планы и желания учащихся. На сегодняшний день можно констатировать ограниченность возможностей выпускника и в трудоустройстве, и в передвижении к месту желаемого учебного заведения, а значит и в намерениях.

Социальное самочувствие - это интегральная, субъективная оценка человеком успешности своего существования, своей жизни. Оно является индикатором тех социальных процессов, которые происходят в обществе.

Таблица 2.4.

Социальное самочувствие выпускников школ Восточного Оренбуржья

(в % по каждой группе)

Характеристики самочувствия

Всего

Пол Класс

Юноши

Девушки

9 кл.

11 кл.

Надежда, оптимизм

61,7

61,1

62,2

60,2

63,8

Спокойствие, но без особой надежды

15,3

20,8

11,7

12,6

18,8

Тревога и неуверенность

19,1

13,9

22,5

21,4

16,3

Страх и отчаяние

0,5

0

0,9

1

0

Другие чувства

3,3

4,2

2,7

4,9

1,3

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7