Варианты подходов к определению малых и средних предприятий

^ >:

Определяются рынком, интуи­тивно, с импровизациями

Корректируются рынком и специальной стратегией, интуитивно

Корректируются рынком и стратегией, изобретательно

Доминирование на рынке, сис­тематически и стратегически

Менеджмент

Личный, авторитарный, прямой

Личный, консультации с клю­чевыми партнерами, специ­алистами

Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов

Командный, большая команда специалистов, функциональ­ная оргструктура, консульта­ционная структура

Продукт

Нет планирования, нет марке­тинговых исследований

Краткосрочное планирование без маркетинговых исследо­ваний

Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несистематические маркетин­говые исследования

Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования

Персонал

Личные отношения "босс-сотрудник" по принципу "бо­льшая семья", высокая степень мотивации и вовлеченности, слабое влияние профсоюзов, нет СТК

Личные отношения "нанима­тель - коллектив сотрудников", некоторая степень вовлечен­ности, небольшое влияние профсоюзов, нет СТК

Отношения сотрудничества, организационная "среда", некоторая степень мотивации, усиление влияния профсою­зов, совет трудового коллек­тива

Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлеченности (только у топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы, СТК

Финансы

Семья, банк, акции

Семья, банк

Семья, банк

Банк, акции

Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

своей деятельности по производству большого числа продуктов (техно­логий, услуг, ноу-хау) - компании-конгломерата. Для характеристи­ки этапа развития продукта используется "коэффициент специализа­ции" ("specialisaion ratio), равный отношению годового дохода фир­мы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.

Преимуществами качественного подхода являются достижение некоторой степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра "интуитивно" присущих разным предприятиям качественных критериев, таких, как "система менеджмента", "система контроля производительности", "система мотивации производительности" и т.д. Основными недостатками этого подхода являются сложность практи­ческого его применения, обусловленная, в частности, трудностью до­ступа к внутрифирменной информации для определения ряда харак­теристик, таких, например, как "система менеджмента", а также дос­таточно широкий спектр самих критериев.

Чисто качественное определение малой фирмы можно сформули­ровать посредством выделения основных характерных особенностей ее существования и развития. Этот подход интересен прежде всего тем, что рассматривает малую фирму не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию, деятельность которой каче­ственно отличается от крупных предприятиий следующими специ­фичными чертами: высокой степенью неопределенности; потенциаль­но более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле); постоянным развитием и адаптируемостью к изменениям.

Комбинированный подход. Характерным примером комбиниро­ванного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явив­шемся, по сути, первым примером серьезного рассмотрения пробле­мы развития малого бизнеса^. В нем приведены результаты сравни­тельного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в раз­ных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы МСП в международном контексте.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6