О нарушении деловых обязательств

Чем выше образовательно-квалификационный уровень руково­дителей малых предприятий (наличие институтского диплома, уче­ной степени), тем чаще появляются негативные оценки. Более обра­зованные руководители болезненнее воспринимают нарушения хозяй­ственных норм. Члены предпринимательских объединений и ассоци­аций сталкиваются с нарушениями обязательств чуть реже. И эту, пусть очень слабую зависимость хочется принять как обнадеживаю­щую тенденцию. Быть может, в перспективе именно институциональ­ные методы помогут воспитать более ответственное отношение к де­ловым обязательствам.

Итак, несоблюдение деловых обязательств считается обыч­ным делом. Но расценивается ли оно как норма? Быть может, руководители болезненно реагируют на нарушения и пытаются изме­нить ситуацию? Или проблема неразрешима и воспринимается хо­зяйственниками как неизбежное зло, "издержки профессии"? Был поставлен вопрос: "Возможна ли сегодня успешная хозяйственная деятельность без нарушения деловых обязательств в любых случа-

В. Радаев

ях?^ Ответ таков. Только 11,0% руководителей считают, что нельзя избежать таких срывов. Без малого ^/ц уверены, что это возможно (52,1%) или по крайней мере "возможно с трудом" (36,9%) (см. табл. 2). Причем оценки предпринимателей совпадают с мнениями руково­дителей более крупных хозяйственных структур и более оптимистич­ны, нежели оценки представителей управленческих органов и обще­ственных объединений (около половины последних склонны считать, что это возможно с трудом).

Таблица 2

Оценка возможностей успешной хозяйственной деятельности в нынешних российских условиях при принципиальном недопущении ненормативных действий (в °/а)

Возможность при любых условиях:

Невозможно

Возможно с трудом

Возможно

Не нарушать деловых обязательств (N = 856)

11,0

36,9

52,1

Не применять силовых методов и угроз (N- 817) Не давать взяток (N=845)

9,4 41,3

38,3 42,1

52,3 16,6

Многие, таким образом, оказываются в ситуации нормативного раздвоения и вынуждены поступать не так, как можно было бы в принципе действовать даже в нынешних, далеко не идеальных усло­виях. Что означает это расхождение реального и возможного? Про­сто ли оптимизм в отношении будущего, выражение надежды на луч­ший удел? Или в большей степени неприятие настоящего - отказ при­нимать нарушения как норму, разлад между этическими представле­ниями и практическими действиями. Судя по всей массе ответов, речь идет, скорее, о степени оптимистичности общего настроя в отноше­нии перспективы. Те, кто считает возможным избежать срывов дело­вых обязательств, прогнозируют рост производства, численности за­нятых и даже масштабов инвестиций в секторе малого предпринима­тельства. Они также в целом лучше оценивают финансовое положе­ние своих предприятий и реже опасаются банкротств. "Норматив­ный" оптимизм оказывается связан с экономическим оптимизмом, который отчасти порождается более устойчивым финансовым поло­жением предприятия. Оптимистичнее также по поводу возможности избегать нарушений высказываются молодые руководители, "стари­ки" реже рассчитывают на серьезные изменения.

В целом необязательность в выполнении договоров является од­ной из наиболее острых проблем в сегодняшних деловых отношени­ях. При этом принято апеллировать к внешним объективным обстоя­тельствам (каковые всегда найдутся), когда человек сам нарушает

* Указание на действие "в любых случаях" переводит вопрос в ценностно-нормативную плоскость, снимая облегчающую ссылку на "объективные обстоятель­ства".

Малый бизнес и проблемы деловой этики

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5