Cинергетика

Ниже приводятся актуализированные положения, которые ранее были изложены в предыдущих концепциях информатизации высшего образования.

Среды, в которых они возникают, называют активными или возбудимыми в отличие от невозбудимых (пассивных) сред. Активную среду можно представить как сеть, образованную отдельными активными элементами. Каждый элемент активной среды может находиться в одном из трех состояний: покое, релаксации и возбуждении. Все элементы активной среды связаны одним свойством - переносом волновых процессов, которые проходят через среду. Перенос осуществляется за счет “подкачки” энергии извне в элемент среды.

Процесс создания, развития и использования информационных технологий в сфере образования можно рассматривать в виде волнового горения, проходящего через образовательную среду. На любом структурном уровне среды присутствует основной социальный элемент (человек со своей психологией, социальными, экономическими, политическими, жизненными взглядами, устремлениями и т.д.). И человек не один. Это целое общество людей (студентов, педагогов, ученых, администраторов, политиков, инженеров, экономистов и т.д.). Каждая группа людей со своим менталитетом. Все они, вольно или невольно, по тем или иным причинам содействуют или препятствуют прохождению процесса информатизации в образовательном учреждении.

233.

Среда может быть пассивной, когда указания “гореть” просто передаются сверху, то есть от органа государственного управления образованием до обучающегося в виде отработанных заранее действий: постановлений, приказов, распоряжений, правил и т.д. Нужны громадные организационно-экономические усилия, чтобы провести по пассивной среде энергию волны, и все же она быстро затухает.

Но среда может быть и активной, когда каждая волна горения сверху подпитывается внутренней энергией на каждом уровне, то есть на каждом уровне среды есть свой генератор энергии (пейсмекер). Волна свободно проходит через элементы каждой структуры (ученых, администраторов, студентов и преподавателей и т.д.), отдающих свою энергию. Получив эту энергию, волна идет далее от элемента к элементу, распространяясь как пожар.

“Горение” в социальной среде - это практически творческий процесс работы энтузиастов, фанатов или честолюбцев, которые работают на малых окладах, в плохих условиях и т.д., но их удовлетворяет сам процесс творческого горения, новизна работы в данной сфере, творческий интерес в получении новых научных результатов, возможность использования своего интеллекта и т.д.

Волны горения (информатизация) идут по разным каналам: официальным формальным структурам, путям, направлениям и неформальным - отдельным научным школам, временным творческим коллективам и т.п., которые в инициативном порядке работают по неожиданным, оригинальным и перспективным направлениям.

234.

Синергетика устанавливает определенные режимы, параметры, характер процессов “горения”, что является исключительно полезным для получения практических результатов.

Как организовать волну “горения” (информатизации) и обеспечить ее движение по образовательным учреждениям России? Во-первых, во многих учреждениях эта волна уже идет. Во-вторых, синергетика подсказывает - надо активизировать (возбудить), зарядить среду, сделав ее активной. Это можно сделать, как уже говорилось выше, через центральный пейсмекер - Минобразования России - и любые периферийные пейсмекеры, через повышение окладов, премий и т.д., которые привлекают энтузиастов, то есть через финансы. Как раз это и сложно сегодня сделать в России. Нет средств. Но можно активизировать среду и по-другому.

Необходимо создать условия самовозбуждения элементов среды, ее структур, людей, находящихся в них, по различным направлениям - учебным, научным, административным и т.д. Тогда самовозбудившиеся элементы дадут свою энергию волне горения и она начнет распространяться по среде. Причем законы синергетики гласят, что при превышении определенного уровня накачки энергии в среду, она может самовозбудиться и перейдет в режим интенсивного горения (“лазерный режим”), где очень легко можно будет управлять процессом прохождения волны, регулируя их малыми уровнями добавляемой энергии для того, чтобы направить волну в нужном направлении обеспечения процесса информатизации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4