Характеристика факторов внешней среды

Индексы – дефляторы необходимы предприятиям для планирования деятельности на среднесрочный период. В 2000 году экономисты прогнозируют ВВП на уровне 5350 млрд. руб., инфляция оценивается в пределах 18 %, среднегодовой курс доллара будет равен 32 руб. за один доллар.

В 1999 году произошли следующие изменения в экономике Приморского края: впервые за последние 10 лет в промышленности края получен прирост объемов производства к уровню предыдущего года на 10,7%, в том числе по крупным и средним предприятиям на 9,2 %. Ценовая ситуация на внутреннем рынке края в 1999 г. характеризовалась постепенным снижением инфляционных процессов. Рост цен на потребительском рынке составил 31%, что ниже, чем в целом по РФ (36,5% - 38%). Существенное влияние на рост производства оказала осуществляемая в крае политика поддержки промышленности. Наметившиеся положительные тенденции экономического окружения стимулируют развитие взаимовыгодных отношений финансовых институтов края и сферы производства.

Доходы предприятия, напрямую зависят от платежеспособности потребителей. Численность население Приморского края за год сократилось на 17,5 тысяч человек и составляет 2179 тысяч. Несмотря на то, что денежные доходы, полученные населением (34,2 млрд. руб.) возросли по сравнению с 1998 г. на 46,8%, реальные же денежные доходы снизились на 16 % и среднемесячный денежный доход на душу населения составляет 1299 тысячи руб. Более трети населения России имеет доходы ниже и без того невысокого прожиточного минимума.

Реформы, прошедшие в стране, а также смена президента и правительства не решили острых бюджетных проблем государства. По-прежнему не обеспечиваются социальные гарантии населению, предусмотренные законом. Не обеспечивается в полной мере финансирование льгот и социальной помощи ветеранам и инвалидам, накопилась значительная задолженность по детским пособиям. Эти и другие федеральные обязательства финансируются приблизительно на треть. При этом если в Москве и Санкт-Петербурге они исполняются на 100 %, то в других регионах на 5-10 %.

Существующее положение закрепляет своеобразный «контракт» между государством и обществом, одна из сторон которого не в полной мере исполняет свои обязательства, а другая пользуется зачетами, льготами, отсрочками, чтобы не исполнять свои. Такой «контракт» является одной из главных причин неравных условий конкуренции, масштабного кризиса неплатежей и оттока капитала.

Избыточные обязательства государства породили высокие и слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой. Налоговое администрирование пока не достигло того уровня, при котором платить налоги выгоднее, чем укрываться от них. Налоговая система содержит большое количество плохо собираемых налогов, осложняющих хозяйственную деятельность предприятий, способствующих уходу бизнеса в тень.

Политическая нестабильность в стране задерживает дальнейшее развитие промышленности, так как порождает недоверие к государству и останавливает инвестиционный процесс: сбережения не превращаются в инвестиции, а оседают в виде наличных долларов на руках населения и сейфах компаний. Задача правительства в связи с этим состоит в стабилизации политических процессов в стране.

В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2001 год и среднесрочную перспективу» [5] указываются приоритетные направления деятельности правительства в 2001 году. Одним из них является разработка и внедрение в жизнь новой налоговой системы. Будет введена единая ставка подоходного налога: уменьшено обложение фонда оплаты труда; ликвидированы налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, работ и услуг; отменено большинство льгот и т.д. Это позволит сделать налоговую систему более простой и менее обременительной для налогоплательщиков. Будет завершен процесс ликвидации льгот, предоставляемых закрытым административно-территориальным образованиям, продолжится упрощение системы таможенных тарифов. Простые и разумные налоги должны стать новым фундаментом ответственной бюджетной политики. Процесс урегулирования налоговой задолженности предприятий будет существенно ускорен при последовательном вытеснении не денежной формы расчетов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5