Секвестр как инструмент лечения бюджетного дефицита (опыт США)

В случае, если расходы по дискре­ционным статьям превышают заранее установленные конгрессом лимиты, приводится в действие механизм секвестирования - равномерного умень­шения расходов и ассигнований по этим статьям, за исключением специ­ально оговоренных законом. Админи­стративно-бюджетное управление обязано произвести расчеты, показы­вающие необходимость (или отсутст­вие необходимости) секвестра, и пред­ставить об этом доклад президенту и конгрессу. Те же расчеты самостоя­тельно должно выполнить Бюджетное управление при конгрессе, а при рас­хождении в результатах директор АБУ обязан объяснить их причины.

На основании расчетов АБУ пре­зидент издает указ о секвестировании, а ГКФУ проверяет соответствие про­изводимых действий законодательст­ву. Каждый год АБУ готовит по три доклада о секвестировании: предвари­тельный - в момент представления бюджетного проекта в конгресс, теку­щий - в августе и заключительный до­клад - к завершению сессии конгресса осенью каждого года.

Из трех попыток конгресса (1985, 1987 и 1990 гг.) создать действенный законодательный механизм уменьше­ния размеров бюджетного дефицита только третья представляется вполне реалистичной. Правда, и после 1990 года дефицит продолжал расти - до 290,4 млрд. долларов в 1992 финансовом году. Наступившее после этого

быстрое сокращение его размеров - до 107,3 млрд. долларов в 1996 финансовом году - объясняется, во-первых, доста­точно умелым финансовым планиро­ванием администрации Клинтона, на­ходящейся к тому же под постоянным давлением со стороны республикан­ского конгресса, сделавшего сниже­ние дефицита своим центральным требованием; во-вторых, важнейшую роль сыграли политические причины

- распад СССР и окончание "холод­ной войны", снизившие убедитель­ность мотивировок сторонников на­ращивания военных расходов.

Что же до полной ликвидации де­фицита, которая была намечена на 2002 фи­нансовый год, - то, во-первых, профицит был достигнут уже в прошлом году (важно, является ли эта ситуация устойчивой, или она вызвана лишь определёнными конъюнктурными недолгосрочными изменениями), во-вторых, к этому времени сменятся и президент, и конгресс, а у новых политиков могут быть и само­стоятельные взгляды на необходи­мость форсировать этот процесс. Зат­руднения же с его проведением эко­номисты предсказывают уже сегодня.

Перейти на страницу: 1 2