Маркетинг образовательных услуг.

Маркетинг образовательной сферы должен учитывать противоречивое взаимодействие, в котором активно проявляют себя сле­дующие субъекты:

- конкретные потребители образовательных услуг, т.е. семья, первона­чально выбирающая условия образования детей с точки зрения направ­ленности, уровня, содержания, качества, объема дополнительных (кроме государственного бесплатного минимума) образовательных услуг; в даль­нейшем, по мере взросления, таким потребителем, самостоятельно делаю­щим выбор, становится сам молодой человек;

- образовательные учреждения, заинтересованные, как минимум, в со­хранении или развитии и расширении объемов предоставляемых услуг, повышения их качества с целью улучшения условий труда работников и получении дополнительных источников дохода;

- непосредственные производители образовательных услуг, т.е. педаго­ги, заинтересованные в полноценном и эффективном использовании свое­го творческого и интеллектуального потенциала, улучшении условий тру­да и его оплаты;

- органы управления образованием, чья роль на рынке образователь­ных услуг заключается в организационном, финансовом, содержательном, методическом, кадровом и т.д. обеспечении деятельности образователь­ных учреждений государственной (муниципальной) принадлежности, кон­троле за соблюдением государственных стандартов образования в обра­зовательных учреждениях всех форм собственности, создании условий для развития системы образования в регионе, городе, районе в соответствии с потребностями населения, хозяйственных субъектов и т.д.;

- хозяйственные субъекты и другие организации, выступающие в каче­стве работодателей и заинтересованные в рабочей силе определенного профиля и качества подготовки, культурного и интеллектуального уров­ня, играющие роль конечных (опосредованных) потребителей образова­тельных услуг. При этом крупные хозяйственные структуры часто сами имеют образовательные учреждения в своем подчинении или ведении, и должны, в перспективе, выступать непосредственными заказчиками тех или иных образовательных услуг.

Цели маркетинговой службы органов управления образованием мож­но определить следующим образом:

- удовлетворение образовательных потребностей населения на основе постоянного изучения тенденций их развития;

- наиболее полное и эффективное использование потенциала образова­тельных учреждений, отдельных поставщиков и исполнителей образова­тельных услуг;

- обеспечение роста объемов и улучшение качества предоставления об­разовательных услуг на рынке и получение более высокой прибыли как предпосылки для дальнейшего развития региональной образовательной системы;

- управление формированием индивидуальных образовательных потреб­ностей для сближения их структуры с потребностями региона, основных субъектов хозяйственной деятельности.

Основными функциями службы маркетинга органов управления образова­нием являются:

- разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов на основе изу­чения конъюнктуры, опроса на образовательные услуги, реакции потре­бителя на появление новых видов услуг и возможностей их реализации, анализ тенденций рынка, мнений и требований потребителя;

- сбор и анализ действующих стандартов, норм и требований, в том числе международных, в отношении уровня, качества и структуры предос­тавляемых образовательных услуг;

- разработка и установление эффективной системы взаимодействия маркетинговых подразделений, образовательных учреждений и управлен­ческих органов, основанной на учете меняющейся ситуации на рынке об­разовательных услуг и тенденций развития образовательных учреждений;

Перейти на страницу: 1 2 3 4