Управление воспроизводством квалифицированных трудовых ресурсов.

Теперь ситуация меняется. Акционирование крупных предприятий, стремительное развитие предприятий малого бизнеса значительно снижают роль ведомств в управлении экономикой. В то же время развитие и дальнейшее процветание Восточного Оренбуржья будет зависеть от сбалансированности местной экономики с трудовыми ресурсами. Вслед за зарождающейся рыночной экономикой начинает появляться рынок труда и соответственно рынок высшего образования. А в условиях относительно низкой в регионе пока территориальной мобильности трудовых ресурсов эти рынки сегодня имеют явную региональную ориентацию и начинают автоматически востребовать от учебных заведений подготовки и переподготовки кадров по всему спектру необходимых для регионов, где они расположены, профессий, по всем необходимым уровням квалификации. И многие высшие учебные заведения на эти потребности рынка быстро откликнулись. В конце восьмидесятых годов, когда в стране появились колледжи, технические лицеи и высшие профессиональные училища, они вначале рассматривались массо­вой общественностью, да и значительной частью специа­листов в области профессионального образования лицеи как модное течение, как стремление поменять вывески бывшим не престижным профтехучилищам и техникумам. Однако в скором времени эти новые профессиональные образовательные учреждения стали приобретать принци­пиально новые черты, несвойственные ранее ни ПТУ, ни техникумам, ни даже образовательной школе — многопрофильность и многоуровневость. В частности, многие колледжи, а также технические лицеи, высшие профессиональные училища, региональные учебные центры значительно расширили спектр под­готавливаемых профессий в соответствии с требования­ми рынка труда — в первую очередь по таким професси­ям малого бизнеса, как фермеры, менеджеры, бухгалте­ры, операторы ПЭВМ, секретари-референты, правове­ды, автомеханики, владельцы малых предприятий (рес­торанов, магазинов, мастерских и т. п.), а также воспита­телей-гувернеров, учителей технического и обслуживаю­щего труда для общеобразовательных школ и т. п. летние корпоративные мероприятия

Кроме того, ряд колледжей полу­чил лицензии на право осуществления программ высше­го профессионального образования. Некоторые коллед­жи, технические лицеи и профессиональные учебные цен­тры ввели у себя общеобразовательные отделения и ста­ли тем самым выполнять функцию средней общеобразо­вательной школы. Они также стали активно включаться в профессиональную переподготовку взрослого населе­ния по заявкам предприятий, служб занятости и т. д. Тем самым многие наши отечественные профессиональные учебные заведения стали приобретать общие черты, свойственные, пожалуй, наиболее распрос­траненному в мире (Англия, США, Япония и многие другие страны) типу образователь­ного учреждения — колледжа.

Говоря об интеграционных явлениях в высшем образовании нельзя не думать о реализации принципа многоканального финансирования учебных заведений и конкретных учебных программ. А именно финансирование специальностей предполагает участие, не только учредителей учебного заведения, но и заказчиков, и инвесторов. Перспективы интеграции касаются и ряда других аспектов развития высшего образования в открытую динамичную общественно-государственную общенациональную систему как органическую часть всей системы непрерывного образования в стране. Это и проблемы интеграции с учреждениями дополнительного образования, интеграции государственных и негосударственных учреждений высшего образования, вхождения в международные образовательные структуры и т.д.

Система непрерывного образования должна стать основой непрерывного процесса воспроизводства трудовых ресурсов с учетом особенностей физического и психологического состояния личности, способностей и подготовленности к получению новых знаний и возможностей их реализации в экономике в соответствии с требованиями социально-экономического прогресса.

Перейти на страницу: 1 2 3