Основные организационные характеристики менеджмента кризисных ситуаций.

Менеджмент кризисных ситуаций осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности и большого дефицита времени на принятие и реализацию решений. Принятие управленческим аппаратом решений, которые бы позволили достигнуть желаемого результата при минимальных негативных последствиях, возможно на основе системы менеджмента кризисных ситуаций.

Организационная характеристика и особенности системы менеджмента кризисных ситуаций.

1. Когда возникает стратегически неожиданная ситуация, начинает работать коммуникационная сеть для кризисных ситуаций. Эта сеть действует, пересекая границы организационных подразделений, фильтрует информацию и быстро передает её во все звенья фирмы.

2. На время преодоления кризисной ситуации необходимо перераспределить обязанности высшего руководства: а) одна группа посвящает своё внимание контролю и сохранению здорового психологического климата на фирме; б) другая группа ведет обычную работу с минимальным уровнем срывов; в) третья группа занимается принятием кризисных мер.

3. Для выработки этих мер вводится в действие сеть оперативных кризисных групп:

- менеджеры и члены оперативных групп, невзирая на сложившиеся каналы внутриорганизационных взаимосвязей, создают подразделения или группы стратегического действия, а не просто планирования;

- связь между кризисными группами и группой управляющих высшего звена строится по схеме «звезды», напрямую;

- группа управляющих высшего звена и менеджер кризиса в целом формулируют общую стратегию, распределяют ответственность между исполнителями и координируют управление;

- низовые оперативные группы выполняют работу на своих участках общей стратегии преодоления кризиса.

4. Кризисные группы и связь между ними организуется заранее, и проходят испытание:

- может быть заранее организовано несколько систем связи различного назначения: одна – для решения кризисных проблем в области сбыта, другая – в области технологий, третья – в области социальной политики и т.д.;

- кризисные группы обучаются быстро реагировать на принципиально новые проблемы, сочетая точные методы анализа с творческим подходом.

5. Связи проходят испытания в некризисных условиях, причем решаются реальные стратегические задачи, как если бы они возникли неожиданно.

В соответствии с этим подходом менеджмент кризисных ситуаций включает следующие этапы:

- диагностику, направленную на локализацию и оценку параметров кризисной области;

- разработку концепции преодоления кризиса, нацеленную на выработку стратегических и оперативных мероприятий;

- реализацию этой концепции для устранения кризиса и его последствий, а также для выхода на намеченные цели нормального функционирования организации.

В свою очередь, каждый из этих трех этапов предполагает выполнение более детальных задач.