Проблема недостаточной активности студентов в профессиональном самоопределении.

В современных условиях обнаружился дефицит специалистов, потребность в которых вызвана становлением рынка. Поэтому необхо­димо, чтобы процесс обучения был более гибким, что стимулировало бы академическую и профессиональную мобильность студентов на рынке образовательных услуг. Необходим новый адаптационный механизм, с учетом приобретения опыта в области деловой активности [15].

Основы обучения деловой активности должны определяться рядом задач:

1. В сфере обучения - получение знаний по предпринимательской деятельности;

2. В сфере самосознания - осмысление студентами своего индивиду­ального потенциала, формирование осознанной деловой активности;

3. В сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, что должно облегчить решение проблемы будущей занятости студен­тов, их адаптации к рынку.

Подго­товка студентов в любой сфере предпринимательской деятельности требует сочетания теоретических знаний с прикладными разработками и экспериментально-практической их апробацией в реальном учебном процессе.

Важно учитывать ряд принципов при обучении деловой активности:

- последовательность;

- самообразование;

- интеграцию (синтез всех учебных дисциплин);

- открытость;

- непрерывность.

Процесс обучения должен отличаться доходчивостью, образ­ностью, последовательностью, простотой изложения. Активное обуче­ние должно быть направлено не на запоминание и воспроизведение, а на формирование умения "добывать" знания.

Повышение профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении обеспечивается следующим ком­плексом условий [14]:

Формирование информацион­ного поля, включающего:

сведения об активной и перспек­тивной конъюнктуре рынка труда об­ласти, перспективах трудоустройства по конкретным профессиям

банк профессиографических ха­рактеристик профессий региона;

банк данных по учебных и курсо­вым заведениям области все типов;

перечень новых конкурентоспособных профессий региона профес­сий, рекомендуемых для самозанятос­ти и предпринимательств, редких профессий и народных промыслов;

Обучение умению анализиро­вать профессиональную деятельность, выделять основные признаки, опреде­ляющие структуру и содержание профессионального труда.

Создание условий для апробации молодыми людьми своей дееспособности в разных видах трудовой деятельности, в том числе посредством временной занятости и развития малого бизнеса.

Повышение конкурентоспособ­ности молодежи на рынке труда (об­ретение компьютерной грамотности, обучение стенографии, иностранным языкам и т.д.).

Формирование этих условий будет способствовать по­вышению профессиональной актив­ности молодежи при выходе ее на ры­нок труда.

Как следствие, можно сделать вывод: формирование деловой активности студентов в вузе является важнейшим составляющим при подготовке будущего специалиста. При этом важно учитывать возможности вуза и потребности регионального рынка труда.