Развитие ситуации на региональном рынке труда, проблемы формирования спроса-предложения рабочих мест и рабочей силы.

Проведение эффективной политики занятости населения невозможно без компромисса между экономическими и социальными результатами. Необходимо взвешивание экономических результатов развития рыночных отношений с их влиянием на рынок труда и необходимостью введения корректив.

С повышением эффективности труда и функционирования всей экономики у населения может появится материальная основа для обеспечения современных стандартов жизни при снижении уровня занятости, широком распространении режимов труда с неполным рабочим временем, сокращения установленной продолжительности рабочей недели. Даже в целях реализации социальной потребности в профессиональной деятельности как средстве самовыражения личности необходимо достигнуть оптимального сочетания рабочего и свободного времени, а каждому гражданину иметь возможность чередовать труд, учебу, отдых, вос­питание детей и т.д.

Поэтому понижение спроса населения на рабочие места, преодоление сверхзанятости его отдельных групп на основе совершенствования программы социальной помощи женщинам с детьми, молодежи, совмещающей работу с учебой, пенсионерам надо рассматривать как непременное условие обеспечения полной занятости при ускорении роста эффективности труда, речь идет о социально и экономически необходимой перегруппировки трудовых ресурсов между сферой труда, учебой и добровольной незанятостью.

В настоящее время федеральные и региональные органы занятости, рассматривая в совокупности проблемы занятости и безработицы (что методически справедливо), ставят вопрос об определении некоторого нормально­го (предельно допустимого) уровня безработицы. Такая постановка вопроса в какой-то мере объяснима с точки зрения определения уровня безработицы, безопасного для сохранения социального спокойствия в городе, регионе, стране в целом. Можно понять и предпринимателей, которых удовлетворяет факт наличия безработицы, поскольку они видят в ней один из стимулов для эффективного труда занятых и, следовательно, для развития производства. Так, например, известный политик и предприниматель К.Боровой отмечает, что "нам необходимо привести в цивилизованные рамки ту же безработицу, нормальный уровень которой колеблется от 3 до 6% работоспособного населения это та цифра, которая дает экономике конкуренцию и стимул" ("Экономика и жизнь", 1993. №46). Этой же точки зрения придерживается и А.Котляр. Наконец, ясна позиция в отношении безработицы и специалистов, занимающихся вопросами регулирования рыночных отношений, инфляции, ценообразования.

Чтобы качественно управлять занятостью населения и человеческими ресурсами для труда, органы управления должны иметь ясное представление о складывающейся в настоящее время и в перспективе ситуации на рынке труда. Специфическое место в решении проблемы формирования прогнозных оценок развития ситуации на региональном рынке труда играет баланс рабочих мест и трудовых ресурсов.

Таблица 2.12.

Структура безработных на предприятиях

Восточного Оренбуржья в 1998г.

Специаль-ность

С высшим образованием

Без высшего образования

До 40 лет

После 40 лет

До 40 лет

После 40 лет

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Техник

Средний уровень неофиц. безработицы » 10 %

Офиц. безработица » 1%[2]

Экономист

20

30

20

30

Юрист

5

5

5

Бухгалтер

40

0

Учитель

0

0

Без образования

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6