Стратегия предприятия и методы ее построения

Некоторые авторы в учебной литературе по стратегическому менеджменту дополняют анализ внешней среды, проведенный выше определением доминирующих экономических характеристик и сил отрасли. Томпсон и Стрикланд приводят стандартный набор экономических параметров, требуемых для построения экономического профиля отрасли [27, стр.57-59] (табл. 2).

Таблица 2.

Примеры некоторых экономических характеристик отрасли

Характеристики отрасли

Стратегические выводы

Емкость рынка

Маленькие рынки обычно не бывают привлекательными для крупных компаний. Большие рынки бывают привлекательными для корпораций, рассчитывающих приобрести компании с прочной конкурентной позицией в привлекательных отраслях.

Темпы роста рынка

Быстрый рост порождает новые рынки. Замедленный рост порождает усиленную конкуренцию и потрясения для небольших и слабых компаний.

Прибыльность отрасли

Высокоприбыльные отрасли привлекательны для потенциальных конкурентов. Депрессивные отраслевые условия стимулируют выход.

Потребность в капитале

Большая потребность в капитале делает инвестиционные решения критическими, создает барьеры для входа и выхода.

Барьеры входа

Высокие барьеры защищают позиции и прибыли существующих фирм. Низкие барьеры делают позиции существующих фирм уязвимыми.

Вертикальная интеграция

Поднимает потребность в капитале, часто создает конкурентные и ценовые различия среди частично неинтегрированных фирм.

Быстрые продуктовые инновации

Укорачивает жизненный цикл продукта. Увеличивает риск из-за возможности прорывов.

Доминирующие экономические характеристики много говорят о характере и структуре отраслевого окружения компании; но очень мало - о путях, с помощью которых это окружение можно изменить. Большую аналитическую ценность имеет определение специфических факторов, вызывающих отраслевые изменения. Доминирующие силы отрасли, имеющие наибольшее влияние на изменения в структуре и окружении отрасли, называются движущими силами. Существует, по крайней мере, одиннадцать типов движущих сил, обладающих возможностями изменять рыночные условия и интенсивность конкуренции в отрасли [25, стр. 340]:

· изменения в долгосрочных темпах роста отрасли;

· изменения в составе покупателей и способах использования продукта;

· обновление продукта;

· технологические изменения;

· маркетинговые инновации;

· вход или выход крупных фирм;

· рассеивание технических ноу-хау;

· изменения в издержках и эффективности;

· появление покупательских предпочтений дифференцированного выбора товаров вместо товаров массового потребления (или наоборот);

· изменения в государственной политике и регулирование;

· уменьшение неопределенности и риска.

Доказана действенность нескольких подходов к определению движущих сил и оценки их влияния на отрасль. Среди них:

1. систематический мониторинг и изучение текущих изменений и событий. Отслеживание внешней среды включает изучение и интерпретацию социальных, политических, экономических, экологических и технологических изменений, которые в будущем окажут влияние на отрасль;

2. разработка «альтернативных сценариев». Это попытка подробно описать последовательность событий, ведущих с определенной вероятностью к предсказанному конечному состоянию или наоборот - учесть возможные последствия производимого выбора. Основное достоинство сценариев - возможность объединить анализ множества различных факторов;

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12