Невербальный язык

- радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

- интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

- счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

- удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму и так далее.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Взгляд и глаза

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза, недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стёклами тёмных очков.

Людей обычно выдают:

- какие-либо изменения в обычном выражении глаз – возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;

- непроизвольные движения глаз (заметно «бегающие глаза») – тревога, стыд, обман, страх, неврастения;

- блестящий взгляд – возбуждение;

- усиленное моргание – возбуждение, обман.

В ходе общения чаще всего смотрят партнёру в глаза когда слушают, а не когда говорят, хотя осуществляя внушение иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Субъект, который смотрит Вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза испытывает к Вам повышенный интерес (зрачки расширенны), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

- «отсутствующий взгляд» – сосредоточенное размышление;

- переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок – падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнёра;

- взгляд сбоку – недоверие;

- взгляд то отводится, то возвращается назад – отсутствие согласия, недоверие. И так далее.

Поза и её детали

Значительную информацию о внутреннем настрое человека даёт статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют своё лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

- руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен – чувство уверенности в себе и превосходство над другими;

- корпус подан вперёд, руки (подбоченясь) на бёдрах – уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;

- стояние, опираясь руками о стол или стул – ощущение неполноты контакта с партнёром;

- руки с расставленными локтями заведены за голову – осознание превосходства над другими;

- закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов – знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;

- скрещённые конечности – скептическая защитная установка;

- нескрещённые конечности и расстёгнутый пиджак – установка доверия;

- наклон головы в сторону – пробуждение интереса;

- наклон головы вниз – отрицание отношений;

- положение (сидя или стоя) с ногами ориентированными на выход – явное желание прекратить разговор и уйти;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6