Определение тяжести и масштаба проблемы.

2.1. В феврале 1996 г. комиссией, образованной концерном “Росэнергоатом” (РЭА), было проведено обследование состояния средств автоматизации. Комиссия определила :

1. наличие и укомплектованность на 3 блоке средств автоматизации в соответствии с проектом (перечень средств).

2. количество средств автоматизации, смонтированных на местах, хранящихся на складе (перечень средств, указанное оборудование находится на хранении в отапливаемом помещении).

3. Соответствие внешних условий в помещениях требованиям заводской документации (внешние условия - температура, влажность, запыленность - не соответствуют требованиям технических условий на аппаратуру).

4. Готовность помещений под монтаж оборудования (помещения главного корпуса для размещения средств автоматизации были подготовлены в 1986-1987 гг. Помещения спец корпуса не готовы по строительной части).

5. срок хранения, срок службы по сопроводительной документации (гарантийные сроки хранения средств автоматизации истекли).

6. вопросы кабельного хозяйства (в настоящее время отсутствует около 3000 км кабеля, необходимого для монтажа) ; система пожаротушения и сигнализации (не введена в эксплуатацию).

7. техническое состояние смонтированного оборудования не позволяет в настоящее время использовать его по прямому назначению. Всему смонтированному оборудованию необходимо выполнить 100 % ревизию, проверку в объеме заводских испытаний, технологический прогон.

8. надзорные органы запретили использование на 3 блоке электро-технического оборудования в связи с окончанием сроков гарантий и сроков хранения без проведения комплекса мероприятий по восстановлению характеристик и подтверждению заводских требований к оборудованию. На данный момент специальных решений, разрешающих применение средств автоматизации, поставленных на 3 блок, нет.

2.2. Предполагается провести следующие мероприятия : модернизацию проекта АСУ ТП для устранения отступлений от действующих НТД (для обеспечения пуска 3 блока КАЭС) ; доработку оборудования ; модернизацию АСУ ТП в 2 этапа с определением объемов модернизации АСУ ТП, которые должны быть выполнен до и после пуска 3 блока ; а также определить источники финансирования.

Без решения всех вышеперечисленных мероприятий, пуск 3 блока не представляется возможным.

2.3. Пуск 3 блока КАЭС был предусмотрен “Стратегией развития атомной энергетики в РФ” в 1990 г. В 1989 г. работы были приостановлены. В настоящее время пуск энергоблока планируется в 1999 г. , но если не будут приняты неотложные меры по его модернизации и внедрению, то срок может быть сорван. Таким образом задержка в пуске составляет 10 лет, т.е. экономический ущерб определяется тем, что энергоблок мощностью 1000 МВт не использовался в течение 10 лет.

2.4. Кроме того, внедрение модернизированной АСУ ТП на 3 блоке КАЭС позволит проверить правильность новых технических решений, надежность новых технических средств и в дальнейшем приступить к модернизации АСУ ТП других энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-1000, срок службы оборудования АСУ ТП на которых приближается к своему предельному значению. Таким образом АСУ ТП 3 блока КАЭС является прототипом АСУ ТП нового поколения для АЭС с реакторами типа ВВЭР. Если не приступить к немедленной модернизации проекта АСУ ТП для 3 блока КАЭС, в скором времени появятся аналогичные проблемы на других энергоблоках и проблема примет широкомасштабный характер.

2.5. Решением проблемы модернизации 3 блока КАЭС будут заниматься :

концерн “Росэнергоатом” — заказчик проекта,

АО “Севзапэнергострой” — генеральный подрядчик по сооружению 3 блока КАЭС,

ПО “Атомтехэнерго” — генеральный подрядчик по выполнению пусконаладочных работ, осуществляющий подобные работы на российских АЭС,

РНЦ “Курчатовский институт” — научный руководитель проекта,

ОКБ “Гидропресс” — главный конструктор реакторной установки ВВЭР-1000,

ВНИИАЭС — обеспечение научно-технической поддержки эксплуатации,

Нижегородский институт “Атомэнергопроект” (НИАЭП)— генеральный проектировщик КАЭС,

АО “Сименс” — консультант проекта, поставщик отдельных видов оборудования.

Госатомнадзор РФ и Министерство РФ по атомной энергии.