Понятие стресса.

Стресс – это изменённое от нормы состояние чувственно-эмоциональной сферы человека, при котором восприятие окружающей среды и его поведенческие реакции становятся неадекватными ситуации.

Причины стресса: а) организационный фактор (недогрузка, перегрузка, конфликт ролей, неинтересная работа, плохие условия работы); б) личностный фактор (семейное положение и т.п.); в) неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью.

Конфликт ролей: Даваемая человеку работа требует от него другой роли, не подкрепляемая его полномочиями его власть. Взявшись за такую работу, часто происходит «надрыв» исполнителя и как следствие «срыв».

Неопределённость ролей: Даваемая человеку работа чётко не определена, не ясны ресурсы для её исполнения, не понятна конечная цель. В этом случае не понятна роль исполнителя, его полномочия и ответственность. В случае получения отрицательных результатов на этого человека возлагается весь груз ответственности за неудачно выполненную работу.

Очень важно видеть ситуацию с конфликтами и неопределённостью ролей и вовремя акцентировать на этом внимание руководства, отказывать от таких условий работы.

Для повышения производительности труда и снижения стресса необходимо:

– выделять приоритеты в работе;

– научиться говорить «НЕТ»;

– наладить отношение с руководителем;

– не соглашаться с руководителем, когда возникает конфликт или неопределённость ролей;

– постоянно обсуждать с кем-нибудь свои проблемы, не держать их в себе;

– каждый день уметь «отключаться»;

– быть в нормальной физической форме и знать, что физическая нагрузка способствует снижению уровня стресса;

Рекомендации руководителя по повышению производительности труда и снижению стресса:

— способность, потребность и склонность Ваших подчинённых должны быть соответственно заданы.

— разрешайте подчинённым отказываться от выполняемых заданий, если у них есть для этого основания.

— используйте стиль руководства, соответствующий конкретной ситуации.

— обеспечивайте справедливое вознаграждение за эффективно выполненную работу (проблема формализации нормирования труда).

— выступайте в роли наставника, слушая, понимая и развивая способности подчинённых, обсуждайте с ними сложные проблемы.