Меры по охране и экономному расходованию водных ресурсов.

В настоящее время из общего количества сточных вод механи­ческой очистки подвергается 68% всех стоков, физико-химиче­ской—3, биологической—29%. Для повышения качества очищае­мых стоков предполагается в перспективе повысить долю биоло­гических методов до 80 %.

В отдельных отраслях промышленности, например в целлюлозно-бумажной и нефтехимической, затраты на очистку достигают 25% всех производственных затрат. Однако с повышением степени очистки до 98—99% стоимость очистных сооружений увеличи­вается в несколько раз. В настоящее время себестоимость очистки составляет в среднем 7,5 к./м3.

Мероприятия по борьбе с загрязнением водоемов наряду со строительством очистных сооружений связаны с совершенствова­нием технологических процессов, при которых можно частично или полностью исключить сброс загрязненных стоков. Перспективным является использование пригодных по своему составу сточных вод для орошения в сельском хозяйстве.

Увеличение ассигнований на охрану водных ресурсов реализо­валось в более быстром наращивании мощностей очистных соору­жений по сравнению с объемом стоков, нуждающихся в очистке. На показатели работы водо-охранных комплексов влияют объемы государственных капитальных вложений, выделенных на эти цели, качество строительства и эксплуатации этих комплексов, а также уровень проектного решения. Следует отметить, что подрядные организации строительных министерств систематически не выпол­няют плановые задания, не обеспечивают своевременный ввод в действие очистных сооружений, допускают низкое качество строи­тельно-монтажных работ, отступления от проектов, нарушения строительных норм и правил.

Важным фактором повышения эффективности водо-охранной деятельности является улучшение использования очистных соору­жений непосредственно на предприятиях, что возможно за счет сокращения сроков освоения очистных сооружений, более полного их использования, строгого соблюдения технологии очистки.

Основным рыночным, методом регулирования природоохранной деятельности является плата за загрязнение.

Выделяются два вида платы за единицу выбросов и плата за пользование общественными очистными сооружениями. Уровень платы в первом случае определяется желаемым качеством среды. Механизм подобной платы автоматически обеспечивает оптималь­ное распределение ресурсов. Плата за использование очистных сооружений включает основную плату за сброс нормативных сточ­ных вод, дополнительную плату за сверхнормативный сброс, пла­ту за транспортировку воды и плату за обслуживание водной инспекцией.

Для оценки загрязнения речных вод используется показатель условного загрязнения.

Размер платы зависит от возраста очистных сооружений, спо­собности водоемов к самоочищению, а также состава стоков.

Механизм плат наиболее эффективен в условиях чистой конку­ренции, когда каждая фирма стремится минимизировать затраты на единицу выпуска. В условиях монополий фирмы могут не ста­вить себе такой цели, поэтому в монополизированных отраслях получают преимущества методы прямого административного регу­лирования.

Перейти на страницу: 1 2