Формирование рыночной инфраструктуры по отслеживанию НИОКР.

При недостаточности и неэффективном использовании кредитных ресурсов большая заслуга в сохранении науки и поддержании в работоспособном состоянии производства в последние два года принадлежит внебюджетным фондам, создаваемым при отраслевых аппаратах управления за счет отчислений производственных коллективов. При этом, главной причиной неудач и неурядиц при неэффективности использования кредитных ресурсов явилось отсутствие комплексного подхода к формированию инноваций, диктующего необходимость полного учета затрат от разработки до организации сервисного обслуживания.

Сказалось и отсутствие инфраструктуры, позволяющей из большого количества проектов, представляемых предприятиями, нередко с единственной целью - получить безвозмездное финансирование, выбрать эффективный вариант создания конкурентоспособной продукции. Это привело к распылению средств фондов, и без того недостаточных для структурной перестройки. Аппарат управления оказался не готов к выполнению большого объема работы по оценке возможностей предприятий в осуществлении предлагаемых проектов, а также в проведении маркетинговых исследований, особенно изучении рынков дальнего зарубежья.

Наряду с нерешенностью проблем использования внутренних возможностей в финансировании инновационного процесса крайне мало усилий предпринимается по привлечению зарубежных кредитов и инветиций. Основными барьерами на пути организаци совместной работы над проектами с иностранными партнерами являются нерешенность вопросов о предоставлении им в частную собственность земли и свободном вывозе прибыли, а также отсутствие реальных гарантий по защите собственности зарубежных инвесторов, то есть слабость пока еще страховых организаций в РФ.

Вместе с тем, рассматривая потенциальную возможность участия иностранных партнеров в структурной перестройке промышленности и, в частности, создании коикурентоспособных нововведений, необходимо учитывать, что они преследуют свои цели и благотворительностью заниматься не будут. Об этом свидетельствует опыт реконструкции народного хозяйства Восточной Германии, откуда был извлечен интеллектуальный и технологический потенциал, представляющий интерес для западных земель, а на востоке создаются рекреационные зоны, то есть дополнительные рынки сбыта для западногерманской промышленности.

Однако структурную перестройку промышленности, несмотря на, научные и технологические заделы предприятий, нельзя реализовать только силами хозяйствующих субъектов. Необходима организационная и материальная поддержка государства.

Крайне медленно формируется рыночная инфраструктура, и особенно та ее часть, которая должна обеспечить развитие кооперационных связей с зарубежными партнерами. Это касается информационного, маркетингового, аудиторского, страхового и банковского обслуживания совместной козяйственной деятельности. Решение проблемы заключается в организации соответствуюших специализированных предприятий, агентств, фондов и т. д. с участием иностранных компаний. Такой подход создаст непосредственный контакт потенциальных доноров с реципиентами зарубежных инвестиций, соединит информацию об интересах инвесторов с возмоьностями отечественной промышленности, повысит доверие к аудиторским заключениям потенциальной эффективности предлагаемых к реализации проектов, обеспечит реальность страхования и банковское обслуживание иностранных инвестиций.

Таким образом, наиболее ценными аспектами в условиях риска и неопределенностирынка в области взаимоотношений инвестиций и инноваций можно отметить в первую очередь необходимость создания страховыми организациями и банками внутренней системы, четко реагирующей на малейшие внешние изменения в области инноваций с целью придания им более значимого статуса при помощи их инвестирования.

В данном случае наиболее разумным с позиции любой страховой организации или коммерческого банка видится следующая последовательность деятельности. Сначала, компании уместно было бы оценить внешние условия в которых она находится, то есть общее положение дел на кредитно-инвестиционном рынке в настоящее время. Далее, компания должна определить для себя личный уровень необходимости систематизации и комплексности решения проблемм в данных условиях при постановке конкретной задачи в определенном объеме обязательного ее исполнения.

Перейти на страницу: 1 2