Мотивация.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить организация, когда, как и кто должен это сделать. Для воплощения своих решений в дела руководители должны применять на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, мотивация - это процесс побуждения работников организации к деятельности для достижения личных целей и целей организации [5, с. 360].

Разработанные теории мотивации делятся на 2 категории: содержательные и процессуальные. К числу содержательных теорий относятся теории, разработанные Маслоу, МакКлелландом и Герцбергом, целью которых является определение потребностей, побуждающих людей к действию.

Основные потребности, выделяемые автором каждой из теорий, приведены ниже:

А. Маслоу

Д. МакКлелланд

Ф. Герцберг

1. Физиологические потребности

1. Потребность власти как

1. Гигиенические факторы:

в еде, воде, убежище, отдыхе.

желание воздействовать на

- политика фирмы;

2. Потребности в безопасности

других людей.

- условия работы;

и уверенности в будущем.

2. Потребность успеха - удовле-

- заработок;

3. Социальные потребности в

творяется за счет процесса

- межличностные отношения

чувстве принадлежности, социал.

доведения работы до успешного

с начальниками, коллегами;

взаимодействии и поддержке

завершения.

- степень контроля за работой.

4. Потребности в уважении:

3. Потребность в причастности,

2. Мотивационные факторы:

в самоуважении, компетентности

т.е. налаживание дружеских

- успех;

и признании.

отношений, оказании помощи

- продвижение по службе;

5. потребности самовыражения:

другим.

- признание и одобрение

в реализации своих потренциал.

результатов работы;

возможностей и росте как

- высокая степень отвествен-

личности.

ности;

- возможность роста.

В качестве основной теории для определения наиболее актуальных потребностей работников фирмы "Оптика" воспользуемся теорией Маслоу. Наиболее актуальными потребностями работников данной организации являются следующие потребности: потребности в безопасности и уверенности в будущем, потребность в уважении и самовыражении, социальные потребности. При этом работники управленческих должностей в большей степени мотивированы потребностями более высокого порядка, поскольку уровень их заработной платы достаточен, и у многих из них есть желание добиться определенных успехов в своей карьере и использовать возможности роста. Основными потребностями работников, занятых выполнением неуправленческих функций, являются потребности в безопасности и уверенности в будущем, поскольку их работа носит в основном рутинный, нетворческий характер, уровень заработной платы ниже уровня оплаты управленцев, и следовательно такие работники будут стремиться таких внешних вознаграждений, как дополнительная оплата труда, премии и т.д. Однако необходимо учитывать, что некоторые из этих работников имеют так же социальные потребности и потребности в уважении.

Перейти на страницу: 1 2