Крестьянский мир

Община для русских людей - национальное достояние, демократический союз местного самоуправления, трудовой демократии, взаимопомощи и совместного владения и пользования землёй. Само понятие общины, «мира» для крестьянина больше, чем просто арифметическое соединение крестьян, а нечто большее - соборное соединение, имеющее характер высшего закона. Основной экономический принцип общины полная противоположность концепции Мальтуса: право на жизнь имеет всякий родившийся на свет - гарантией чего является взаимопомощь и взаимная поддержка в общине. Сейчас мы можем наблюдать нечто подобное в современном японском обществе: не добивай проигравшего, дай ему ещё один шанс, ведь если добить его сейчас, то на его место придёт другой, и неизвестно что от него ожидать; вот принцип которым руководствуются японские бизнесмены. Но вернёмся к русским крестьянам. Каким же образом сформировался мир-община? Очень просто: когда русские крестьяне селились на огромных территориях нашей страны между поселениями пролегали очень большие расстояния, так что родная деревня и была для крестьянина почти всем миром. Если деревня была достаточно крупной, то территория с центром в этой деревне называлась волостью, а население её - миром. Волость сама выбирала старосту и некоторых других руководящих лиц, самостоятельно распределяла сбор податей, вершила «низший» суд и выполняла полицейские функции. Волость имела свой, волостной, сход, собиравшийся в большом селе, и состоявший из сельских старост и выборных крестьян, хотя прийти на сход мог любой желающий. Этот сход выбирал волостного старшину, волостное правление и волостной суд. Волостное правление вело книги для записи решений схода, а также сделок и договоров, заключенных крестьянами. Все записи делал волостной писарь. В волостной суд избирали четырёх крестьян-домохозяев, не моложе 35 лет, грамотных и уважаемых односельчанами. Правда полномочия этого суда распространялись лишь на мелкие споры и тяжбы. От нескольких же волостей избирался сотский - общий представитель этих волостных общин. Поначалу волость была заинтересована в привлечении на свои земли новых крестьян, так как земли было предостаточно, а при большем количестве людей на душу приходилась меньшая сумма податей. Таким образом, по мере роста населения волость дробилась на отдельные общины, и они уже сами брали на себя многие функции волости. Одна или несколько деревень составляют мир, который обязательно имеет свои органы самоуправления как то: крестьянский сход, староста, десятский, сотский. На сходах решались насущные вопросы крестьянской общины: вопросы землепользования, расклада податей, возведения каких-то общественных зданий. Важное значение на сходах принадлежало старосте. Он организовывал сход, следил за порядком, заведовал мирскими делами и т. д.

В XIV-XVI веках происходит наступление русскую общину. Происходит широкая раздача князем тяглых волостных земель вместе с крестьянским населением. То есть волостная община попросту перестаёт существовать, так как её функции переходят к землевладельцу, но обыкновенная сельская община не прекращает своего существования. И новоявленные феодалы вынуждены считаться с этим, им это было даже выгодно так как в лице общины они имели готовую организацию труда, производства и распределения, да к тому же община с помощью круговой поруки выплачивала повинности тех, кто не мог сделать этого самостоятельно. Так что помещики не очень то и пытались разрушить общину. Раздел земли в общине носил трудовой характер. Землю давали тому, кто мог её обработать. Те у кого была возможность могли взять и дополнительные наделы, но с них соответственно нужно было платить и дополнительные подати. Для бедняков же устраивали запасные участки, которые он мог обрабатывать без уплаты податей. На этих же участках велась и общественная запашка, а зерно от этой запашки шло в общее гумно и выдавалось нуждающимся. Община гарантировала защиту бедных и нетрудоспособных.

Пока крестьянское население было относительно малочисленно всё было хорошо. Но с его ростом усиливалось дробление земельных участков, росла чересполосица, ухудшались условия обработки. Поэтому в 1906 году был принят закон, позволяющий каждому члену общины получать землю в личную собственность. На первый взгляд этот закон разрушает общину. Но это не так. Потому что распоряжаться этой землёй можно было с очень большими ограничениями, например продавать землю можно было лишь в пределах общины.

Итак, подведём итог: какова же роль общины для русского крестьянина? Община - это каркас всей крестьянской жизни. В её рамках многие века осуществлялось саморазвитие и самоорганизация русской жизни. Именно община была общественной формой, которая создавала условия для свободы и самостоятельного развития каждого отдельного крестьянина. Свобода тоже носила специфический - коллективный характер и определялась принадлежностью человека к самоуправляющейся общине, существовавшей на основе демократических традиций и обычаев и в значительной степени ограждавшей от феодальных поборов и бюрократического произвола центральной власти.