Проблема качества подготовки специалистов.

Ориентация экономики на применение передовой техники и тех­нологии, эффективное управление неразрывно связано с расширением сферы применения труда высококвалифицированных специалистов. От этого в значительной степени зависят такие важные показатели конкурентоспособности, как рост производительности труда, результативность вложений в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, качество выпускаемой продук­ции.

Начало проблемы в обеспечении качества подготовки абитуриентов.

Проведя анализ уровня подготовки абитуриентов, их профессиональной ориентации, можно заключить, что качество школьного обучения не соответствует требованиям ВУЗа по объему и глубине подготовки.

Требуется довузовская подготовка школьников до уровня, достаточного для поступления и для быстрой адаптации к тре­бованиям высшей школы [24].

К примеру, в Алтайском гос. тех. университете доля абитуриентов, проведших до-вузовскую подготовку, в наборе составляет от 50 до 75%, возрос кон­курс до 2 чел/место, доля юношей в наборе выросла до 50%, снизилось число отчисляемых студентов на 1-2 курсах [24].

Следует, что целесообразным является продолжение работы по довузовской подготовке абитуриентов, а также проведение выездных вступительных экзаменов.

Первые шаги к рыночной экономике сопровождаются значительным сокраще­нием занятых на предприятиях специалистов, особенно экономического профиля [18].

Сокращение числа занятых в народном хозяйстве должно сопро­вождаться резким улучшением их профессиональной подготовки. Однако существующая сегодня система высшего образования не может обеспечить в полной мере высокий уровень подготовки кад­ров. Такое положение обусловлено рядом причин, как действовавших ранее, так и возникших в последние годы. К числу хорошо известных относятся низкий уровень материально-технической базы вузов; несовершенный механизм, определения потребности в кадрах, что привело к деформации профессионально-квалификационной структуры специалистов; высокий расчетный штатный норматив студентов на одного преподавателя, не позволяющий уделять достаточное внимание индивидуальной работе со студен­тами; отсутствие заинтересованности и ответственности предприятий и организаций в рациональном использовании кадров высшей квалификации.

Происходящие в обществе преобразования обусловили возникновение новых проблем высшей школы. Прежде всего здесь следует назвать отток наиболее опытных, квалифицированных преподавателей в совместные предприятия, кооперативы из-за низ­кой заработной платы. Оставшиеся, чтобы обеспечить нормальный уровень существования своих семей, вынуждены заниматься дополнительными работами "на стороне". А от этого страдает ка­чество учебного процесса. Ведь при соответствующем материаль­ном стимулировании это же время они могли потратить на индивидуальную работу со студентами, изучение новой информации.

Одним из путей улучшения качества подго­товки специалистов является усиление взаимодействия вузов и предприятий. Действующие в настоящее время договорные отно­шения в области целевой подготовки специалистов нуждаются в совершенствовании. В частности, необходима разработка механизма материальной ответственности предприятий и организаций за односторонний разрыв договора, особенно за отказ от уже распределенных в соответствии с заключенным договором выпускников.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5