Проблема качества подготовки специалистов.

Обладая глубокими знаниями, они должны быть способны принимать обоснован­ные решения даже в кризисных и экстремальных ситуациях. Таких специалистов сегодня явно не хватает России не только из-за чрезвычайно быстрого расширения финансово-банковских операций и создания множества новых организационных структур, но и потому, что экономические факультеты и вузы, длительное время ориентированные на подготовку кадров для централизованно планируемой эконо­мики, не накопили достаточного опыта подготовки работников, отвечающих тре­бованиям рынка. Если в кратчайшие сроки не изменить эту ситуацию, отрицатель­ные последствия будут неизбежны.

Дефицит высококвалифицированных специалистов, особенно на руководящих по­стах, делает проблему подготовки кадров одной из острейших. Для ее решения нужна соответствующая система образования, которая, должна ор­ганично соединять в себе, с одной стороны, лучшие традиции отечественной выс­шей школы, а с другой — передовой зарубежный опыт, тем более что все условия для этого есть.

Система образования, в том числе финансово-банковского, дли­тельное время была ориентирована на условия хозяйствования, принципиально от­личающиеся от рыночных. Вот почему сегодня задачей первостепенной важности является создание принципиально новой по своему содержанию системы подготовки кадров для финансово-банковского сектора экономики. При этом чем глубже проникают в российскую экономику рыночные основы хозяйствования, тем острее становится необходимость ее решения.

Работа по реформированию существующей системы высшего, в том числе финан­сово-банковского образования, требует глубокого и всестороннего учета междуна­родного опыта, накопленного в этой области. Было бы не только легкомысленно, но и преступно не учесть того, что в экономически развитых странах Запада ры­ночные отношения существуют уже очень давно, в связи с чем система обучения наиболее соответствует рыночной экономике. Россия просто обязана взять все лучшее, что накоплено мировой практикой в области подготовки специалистов с высшим финансово-банковским образованием.

Правда, изучая и стремясь использовать опыт, накопленный другими странами, следует помнить, что практика постижения заграничных новаций сегодня должна претерпеть значительные изменения. В настоящее время изучение и перенесение на российскую почву лишь отдельных элементов международного опыта пред­ставляется явно недостаточным. Нужен системный подход. Ключ к решению этих задач - в переходе на такую систему образования, которая способна обеспечить подготовку специалистов, отвечающих современным мировым стан­дартам в области финансово-банковского образования.

Не редки случаи когда, при наличии свободных рабочих мест, возникают сложности в подборе необходимых кандидатов в следствии низкого качества их подготовки [18].

Высшая школа России, как и других бывших союзных республик, а теперь независимых государств, все сферы их социальной жизни не были готовы к тем­пам и характеру преобразований, которые мы наблюдаем. Поэтому ситуация та­кова, что наряду с новым, интересным проявляется много негативных сторон преобразований. Многие вузы обратились к чисто коммерческим сделкам. Возни­кает проблема: как найти разумную меру соотношения между коммерческими операциями, с одной стороны, и подготовкой специалистов и научной деятель­ностью, т.е. непосредственными задачами вузов, - с другой.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5