Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржья среди выпускников девятых и одиннадцатых классов

В данном рейтинге первые места занимают профессии, которые выпускники поставили в оценке престижа также на первые места. Это – юристы, экономисты, программисты, переводчики и бухгалтера.

Из таблицы 2.6 видно, что место жительства значительно влияет на выбор учащихся. Так, например, профессию «экономист» выбирают чаще ученики города, у сельчан она лишь на 5 месте. Доля выпускников интересующихся профессией «программист», в сельской местности в два раза ниже, чем в городе. Также мало привлекает сельских школьников профессия «переводчик». Итак, профессии, обозначенные в качестве цели выпускниками сельских школ, отличаются от профессий, обозначенных выпускниками города. Сельские школьники исходят из реальных условий и возможностей и выбирают профессии, не требующие высокого уровня образования. Собственно, в своих образовательных планах они в два раза больше ориентированны на средне-специальный образовательный уровень. .

Сравнительный анализ таблиц 2.5. и 2.6. позволяет сделать вывод о том, что рейтинговые различия престижных и реально выбираемых профессий по всему контингенту опрошенных незначительны.

Такое положение свидетельствует прежде всего и том, что выпускники достаточно высоко оценивают свои способности и мало задумываются о реальных условиях выбора профессии. В своих профессиональных устремлениях они учитывают лишь свои желания, которыми и пытаются руководствоваться. Школьники мало обеспокоены спросом на ту или иную профессию, потребностью народного хозяйства. Следовательно задача профессионалов: профориентаторов, консультантов, педагогов, родителей, средств массовой информации, службы занятости, руководителей администраций районов и городов давать полную и объективную информацию о потребностях общества в различных профессиях, что пока не получило достаточного развития

Что побуждает учеников выбрать ту или иную профессию, чем она для него так привлекательна? Как правило, профессию выбирают не саму по себе, а с учетом ее характеристики например, престижна ли она, хороши ли условия и оплата труда и т.д.

Систематизируя свои представления о профессии, выпускник оценивает ее характеристики - то, что делает эту профессию привлекательной для него лично. В ходе мониторинга выпускникам было предложено из списка характеристик профессий выбрать не более трех наиболее привлекательных, с их точки зрения, вариантов. Частота упоминания того или иного аспекта привлекательности профессии отражена в таблице 2.7.

Таблица 2.7.

Мотивы выбора профессии абитуриентами (в %)

Характеристики

По всему контингенту

Пол Класс

Юноши

Девушки

9 кл.

11 кл.

Интересная

работа

71,6

73,6

70,3

71,8

71,3

Престижная

62,3

58,3

64,9

73,8

47,5

Приносит пользу людям

29,5

30,6

28,9

33

25

Карьера

41

47,2

37

41,7

40

Хорошие условия труда

20,7

20,8

20,7

20,4

21,3

Не вредно для здоровья

16,4

16,7

16,2

19,4

12,5

Легче найти

работу

5,5

1,3

8,1

2,9

8,8

Требует самостоятельности

14,8

12,5

16,2

9,7

21,3

Ничего кроме

заработка

14,2

11,1

16,2

15,5

12,5

Свободный

режим работы

6

9,7

3,6

3,9

8,8

Иной вариант

6,6

6,9

6,3

1,9

12,5

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8