Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность

Ставить вопрос об этике деловых взаимоотношений, будем откровенны, многим кажется преждевременным в условиях кри­зисного состояния экономики и засилья финансовых проблем, на фоне массовых неплатежей, задержек заработной платы, расту­щей безработицы. В самом деле, к чему эти "воспитательные" разго­воры? Снижайте налоги, дайте инвестиционные кредиты, следите за исполнением законов - вот и все, что нужно. А этика вызреет сама собой, постепенно, как продукт "нормальных" хозяйственных усло­вий. Так говорят те, кто обречен жить сегодняшним днем, и те, кто надеется, что "нормальные" (идеальные) условия когда-нибудь на­ступят.

О постановке проблемы

О наличии в хозяйственной деятельности современной России "ненормативных" явлений известно всем и каждому. Но насколько они распространены? И если это действительно "норма жизни", то воспринимаются ли они как нарушение этических норм самими субъек­тами хозяйствования? В каких пределах возможно изменить данную ситуацию? И вправе ли мы надеяться на появление иных норм - не в отдаленном "светлом будущем", а в сегодняшних, далеко не идеаль­ных условиях? Таков круг вопросов, которые мы задавали себе, при­ступая к данной работе.

Есть как минимум одна важная причина, ограничивающая на­ши аналитические возможности. Мы зачастую просто не знаем, чтб происходит, испытывая острую нехватку надежной первичной информации о состоянии и динамике хозяйственной среды (особен­но это касается дел в регионах и за пределами крупных городов). В этих условиях наши представления основываются на порой об­манчивых бытовых наблюдениях или являются плодами воздействия средств массовой информации, тяготеющих к крайностям идеали­зации или, напротив, тотального очернения (чего стбят, например, многократные указания на сплошную криминогенность российского бизнеса).

Поэтому попробуем обратиться к эмпирическим данным. В фев­рале 1996 г. в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд предста­вителей малых предприятий. Социологическая служба съезда при непосредственном участии автора провела стандартизованный опрос

Малый бизнес и проблемы деловой этики

его участников'. Всего опрошено 1517 респондентов, из которых 887 (58,4%) назвали себя представителями собственно малого бизнеса. Остальные представляют крупные и средние предприятия (14,1%), федеральные и региональные органы государственного управления (12,7°о) и общественные организации, занятые поддержкой малого бизнеса (8,4%). В данной статье мы оставим в стороне большую часть полученных результатов опроса, концентрируя внимание на блоке проблем, посвященных деловой этике.

Прежде всего очень коротко об общем понятии деловой этики. Она представляет собой важнейший элемент экономической культу­ры - совокупность знаний и навыков, норм и ценностей, вырабатыва­емых, накапливаемых и воспроизводимых в процессе хозяйственной деятельности. Деловую этику образуют на основе идеального пове­дения и общезначимые правила, ограничивающие предпринимателей в их хозяйственных действиях. Анализировать деловую этику - зна­чит пытаться прочертить и сопоставить как минимум две границы. Первая граница проходит между хозяйственными практиками - обыч­ными (широко распространенными) и теми, которые не воспринима­ются как обыденные и привычные. Вторая же граница пролегает между этическими оценками этих практик - между тем, чтб оценивается хо­зяйственниками как норма, достойное поведение, и тем, что считает­ся аномалией, непристойностью.

Перейти на страницу: 1 2