Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность

Теперь о методической стороне дела. Все вошедшие в интересу­ющий нас анкетный блок вопросы относятся к нормативному уровню деловой культуры. Они нацелены на выяснение отдельных сторон формирования деловых отношений, связанных с выходом за чисто экономические рамки и нарушением этических норм. Речь идет о трех важных аспектах этих отношений, каждый из которых образует се­годня одну из наиболее сложных и острых проблем на пути форми­рования новой этики бизнеса:

- выполнение партнерами взаимных деловых обязательств;

- применение силовых методов в деловых отношениях;

' Среди представителей МП, о которых главным образом и пойдет далее речь, традиционное большинство составляют мужчины (82,7%). ^/ имеют высшее обра­зование, в том числе каждый восьмой - ученую степень. Распределение по возрасту статистически нормальное. Более ^/ находятся в активном среднем возрасте - от 30 до 50 лет. Практически все участники опроса занимают руководящие должности на своих предприятиях. Девять из десяти - не новички в малом бизнесе, имеют опыт работы три года и более. Предприниматели представляют все основные группы отраслей, среди которых выделяются: производство - 41,2%; торговля и услуги -39,1; наука, информация и обучение - 18,0; строительство - 14,3%. Очень широка география участников опроса. Только 22,7% респондентов - москвичи, из С.-Петер­бурга - 10,7%. Остальные достаточно равномерно представляют основные регионы России. Разумеется, опрос участников съезда не может быть репрезентативен в стро­гом смысле слова, но мы вправе говорить о том, что были рассмотрены мнения очень широких предпринимательских слоев.

Мы благодарим за организацию опроса В.А.Губернаторова (Торгово-промыш­ленная палата), В.Н.Лащинского (социологическая служба "Кассандра)", А.Ю.Че­лу ренко (Российский независимый институт социальных и национальных проблем), а также за помощь в его проведении сотрудников сектора экономической социоло­гии Института экономики РАН.

73

В. Радаев

- взаимоотношения с властными структурами и проблема кор­рупции.

По каждому из трех аспектов было задано два парных вопроса. Первый вопрос предполагает общую оценку реальной ситуации, вто­рой переводит ту же оценку в ценностно-нормативную плоскость, показывая пределы возможностей изменения ситуации в реально сло­жившихся условиях с точки зрения самих хозяйствующих агентов. Задача состоит в определении степени распространенности указан­ных (негативных, "аномальных") явлений и того, в какой мере эти явления воспринимаются сегодня в качестве нормы хозяйственной жизни. (Выяснять идеальные представления респондентов в данном конкретном случае нецелесообразно, поскольку ответ заранее извес­тен: все выскажутся за искоренение негативных явлений^.) Рассмот­рим теперь полученные данные.

Перейти на страницу: 1 2