Варианты подходов к определению малых и средних предприятий

Можно выделить количественный, качественный и комбиниро­ванный подходы к определению малого и среднего предприятий.

Количественные определения МСП. В определениях малых и/ или средних предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов.

При этом известны определения, основанные только на примене­нии одного из данных критериев (например, прежнее определение ЕС - численность занятых); может быть использована комбинация этих критериев, как в новом определении ЕС (табл. 2, 3). Однако, хотя подобные критерии и являются наиболее распространенными, разброс мнений о количественных параметрах изменения таких кри­териев чрезвычайно широк даже в пределах одной и той же страны, не говоря уже о разных странах. Это вполне объяснимо как широким

Таблица

Определение малого и среднего предприятий по методологии ЕС (январь, 1995 г.)

Предприятия

Численность занятых, человек

Годовой оборот, млн. ЭКЮ

Баланс, млн. ЭКЮ

Малое Среднее

менее 50 50-250

менее 4 менее 16

менее 2 менее 8

Источник: PROMEESE Profiles of Management Excellence in European Small Enterprises.

° Stanworth J., Gray C. Bolton. 20 Years On: The Small Firm in 1990s.

спектром задач, для которых используются формальные определе­ния, •так и различным уровнем развития экономики в разных странах и регионах. В дополнение к этим объективным факторам накладыва­ются и субъективные представления тех или иных исследователей или политиков о том, что есть малый и/или средний бизнес.

Данные таблицы 3 свидетельствуют также об отсутствии общего консенсуса исследователей по вопросу определения размера предпри­ятия даже в национальном масштабе, так как большая часть приве­денных критериев относится к Великобритании, одной из первых за­падноевропейских стран, обратившей внимание на феномен МСП и целенаправленно развивающей этот сектор экономики.

Таблица 3 Варианты количественных определений среднего предприятия

Тип исследования

Балансовая сто­имость активов, млн. ф. ст.

Объем продаж, млн. ф. ст.

Число занятых, человек

Определение размера фирмы в целях

бухучета

1,4-5,75

1,4-5,75

50 - 250

Планирование в среднем бизнесе

10-33,3'

-

Стратегия в среднем бизнесе

-

-

10 - 500

Корпоративное планирование

в среднем бизнесе Великобритании

-

9-160

1800-4999

Экспортные маркетинговые стратегии

в среднем бизнесе Великобритании

-

-

100-500

Факторы успешного роста компаний

в США

-

16-666*

-

Факторы успешного роста компаний в

электронной промышленности

Великобритании

-

10-120

-

Инновации в промышленности Греции

-

-

50-250

Маркетинговые исследования в

среднем бизнесе

-

-

100-500

Стратегии развития технологий в

среднем бизнесе

-

13-66*

-

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6