Варианты подходов к определению малых и средних предприятий

-

Доллары США пересчитаны в фунты стерлингов.

Источник: Brooksbank R. Defining the Small Business: a New Classification of Company Size.

Главным достоинством количественных определений является удобство их использования. Такие критерии, как оборот или числен­ность занятых, как правило, доступны для исследователей. Основ­ными недостатками количественных подходов являются их абсолют­ность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и в связи с этим трудность их использования для сравнительного анализа. www.robertsimsreid.com

Качественные варианты определений предусматривают исполь­зование качественных критериев. Возможно также дополнение каче­ственного определения некоторыми количественнымии показателями. Однако и такой подход опирается в основном на субъективные суж-

Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

дения и опыт, но при этом делается акцент на отличия, "интуитивно" известные как присущие компаниям того или иного размера. Делают­ся также попытки определить размер "малого", "среднего" и "круп­ного" предприятий через рассмотрение, по сути, "эффектов" или по­следствий влияния размера на характер деятельности фирмы.

В качестве примера такого подхода Р.Бруксбэнк приводит опреде­ление Ван Хорна (Нидерланды, 1979 г.). При анализе особенностей стратегического планирования малых фирм Ван Хорн выделяет пять характерных черт, присущих в стратегическом аспекте малым фирмам:

- относительно небольшое число производимых продуктов (тех­нологий, услуг, ноу-хау);

- сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (капитал, че­ловеческие ресурсы и т.д.);

- менее развитые системы управления, административных про­цедур и технологий, необходимых для оценки и контроля стратеги­ческого положения компании;

- несистематичность менеджмента, неформальность отношения к тренинговым и обучающим программам;

- главные управленческие должности и большинство акций удер­живаются основателями предприятия и/или их родственниками.

На базе этих качественных критериев, а также своего опыта кон­сультирования в Нидерландах Ван Хорн предложил считать средни­ми предприятия с численностью занятых от 50 до 500 человек и обо­ротом в 1-33 млн. ф. ст.

Другим примером качественного подхода является методика, разработанная X. Веду" на основе исследований процессов развития организаций. Он идентифицирует ряд характеристик, присущих пред­приятиям разного размера - от малых до крупных (см. табл. 4). В этом исследовании делается вывод о том, что британские средние по размеру компании - это предприятия с численностью занятых от 25 до 500 человек.

Широкое распространение в западных странах получила также "теория этапов роста фирмы" (или просто "теория роста компании"), появившаяся в результате исследований в области "организационного поведения" ("organisational behavior)" и также давшая толчок к распро­странению качественных определений размера фирмы на основе выде­ления характерных этапов ее развития. И хотя ни один из вариантов теории роста фирмы не связан напрямую с определением размера предприятия, ряд исследователей используют эту концепцию для развития качественных вариантов определения размера фирмы.

Один из вариантов данной теории фокусируется на стратегии развития продукта как индикаторе этапа роста предприятия. При этом большинство авторов рассматривают компании как предприятия, раз­вивающиеся начиная от малой фирмы, ориентированной на производ­ство одного продукта, до крупной с ориентацией на диверсификацию

" Velu H.A.F. The Development Process of The Personally Managed Enterprise. - European Foundation for Management Development's, 10th Seminar on Small Business, 1980, -p.1-21.

53

Таблица

Вариант качественного определения размера фирмы по X. Велу (1980 г.)

Малый бизнес

Крупный бизнес

Малый - средний бизнес

Средний крупный бизнес

Цели

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6